«Хорошая мысля» приходит лет пять спустя: Минтранс придумал интересные условия концессии с аэропортами

Шереметьево предлагают вернуть вложенные в инфраструктуру средства за счет сборов за взлет, посадку и стоянку самолетов

Спустя пять лет после начала разработки концессионных соглашений для развития аэропортов Москвы, Минтранс подготовил первый договор с Шереметьево, пишет «РБК» со ссылкой на источник в профильном ведомстве. Достоверность данной информации подтвердили в министерстве, а представитель вице-премьера Игоря Шувалова уточнила, что работа над документом в аппарате правительства уже ведется.

Аэродромное имущество, в которое входят взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки и стоянки, московские аэропорты используют по договорам аренды. Строительством и модернизацией инфраструктуры имеет законное право заниматься только государство за счет госбюджета. Так, в 2001-2016 годах в развитие Шереметьево было вложено 120 млрд рублей, во Внуково – 48 млрд, в Домодедово – 53 млрд. Тем не менее аэропорты жалуются на нехватку средств. В качестве одного из вариантов решения была предложена концессия. Она предполагает вложение инвестором собственных средств на условиях возврата. Именно вокруг этого момента и разворачивались основные споры на протяжении пяти последних лет.
Проект соглашения с Шереметьево предполагает возврат инвестиций за счет «средств, получаемых от инвестиционной надбавки в составе сборов за взлетно-посадочные операции и стоянку судов». В 2015-м ФАС отменила ценовое регулирование для столичных аэропортов, и предельный размер надбавки нигде не прописан, пояснил источник «РБК». В то же время увеличение надбавки спровоцирует рост стоимости авиаперевозок, а в отдельных случаях приведет к убыточности операционной деятельности авиакомпаний, прогнозирует собеседник издания. Однако в ФАС «не видят рисков существенного роста тарифов на взлет − посадку».
Объем предполагаемого финансирования в рамках концессии пока неизвестен. Но ранее председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко в интервью «Ведомостям» сообщал, что общие инвестиции по стратегической программе развития до 2026 года составят $3,5 млрд. Из них $940 млн – это вложения федерального бюджета в строящуюся третью взлетно-посадочную полосу. Остальные $2,56 млрд – инвестиции самого аэропорта.
Напомним, что в конце декабря 2017-го было решено: концессионные соглашения с московскими аэропортами заменят договоры аренды аэродромного имущества и обеспечат приток инвестиций.